Главная \ Статьи \ методическая копилка \ снижение детской агрессивности с помощью арт-терапевтических методик

снижение детской агрессивности с помощью арт-терапевтических методик

 

Существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых вгрупповой работе с детьми, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерапии (изобразительная, сказко-, музыко- и т. д.), поведенческой терапии (различного вида тренинги, психогимнастика), социальной терапии.

Проявление агрессии у детей не считается нарушением. Ситуативные агрессивные реакции, как правило, связаны с функцией защиты и адаптации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические возрастные периоды. Этот факт рассматривается специалистами как показатель нормального роста организма. Иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он попросту выражает свои чувства. Его поведение может быть не только проявлением гнева, но и отражением реальной ситуации.

Однако в том случае, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием, она может перерасти в устойчивое невротическое отклонение (нарушение) в развитии эмоционально-мотивационной сферы ребенка. Поэтому необходимо различать ситуативную агрессию и устойчивую личностную агрессивность. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности младшего школьника. Следует также принимать во внимание отношения в семье. Нередко агрессивность родителей является негативным образцом для подражания. Это ярко проявляется в детских играх и во взаимодействии с младшими по возрасту, а также физически слабыми сверстниками. В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Мое внимание привлекла арт-техника, которая  позволяет одновременно работать с группой дошкольников как одного, так и разных возрастов. Структура такого занятия включает четыре этапа.

1-й этап. Настрой (разогрев). Участники группы занимают места на стульях, расставленных по кругу. С закрытыми глазами представляют цвет, соответствующий настроению. Для экспресс-диагностики эмоционального состояния каждого участника можно использовать и другой прием: разложить цветные карточки на стульях по всему пространству (цвета должны соответствовать сокращенному варианту теста Люшера), предложить ребятам молча походить по классу, прислушиваясь к себе, своим эмоциям, и остановиться около карточки того цвета, который в данный момент соответствует настроению.

Точное осознание ребенком своего настроения имеет значение в понимании особенностей поведения в тех или иных ситуациях. Возможны и другие варианты этого этапа.

2-й этап. Актуализация эмоции агрессии. У каждого ребенка иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ своей агрессии на листе бумаги. Работу можно никому не показывать. Как известно, в процессе рисования происходит актуализация агрессивных чувств и вместе с тем осознание условного характера их изображения. При желании исправьте рисунок, дорисуйте изображение, сомните, порвите, сожгите или уничтожьте другим способом. Так вы приобретаете власть над своими чувствами. Оторвите пальцами лишнюю бумагу - фон. (Ножницами пользоваться нельзя.) Такой прием способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Итак, дети учатся анализировать свои агрессивные чувства и в то же время сознательно вызывать их, следовательно, в определенной мере контролировать.

3-й этап. «Ритуальная драматизация», которая предполагает ситуацию «публичного» переживания агрессии. По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра с агрессией. Дети с удовольствием «входят в роль враждебных человечков», кричат, кривляются, пугают друг друга. Положительной стороной такой формы театрализации является сильная эмоциональная разрядка. В то же время возникает опасность снижения контроля над ситуацией. Поэтому необходимо предупредить ребят о внимательном и бережном отношении друг к другу.

На этом этапе метод драматизации можно заменить методикой «Расскажи сказку», которая поможет  ребенку осознать вредность агрессивного состояния и подскажет эмоциональную разрядку.

4 этап. Рефлексия. Участникам занятия предлагается занять стулья, расставленные по кругу, на некоторое время закрыть глаза и подумать над вопросами:

  •     Что ты чувствовал, когда работал один, в группе, что чувствуешь сейчас?
  •     Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия и т.д.?
  •     Как можно помочь себе, если вдруг начинаешь злиться?

Важно помнить, что на данном этапе действуют все правила дискуссии (не критиковать, выслушивать друг друга, не оценивать, «не навешивать ярлыков» и т.д.). Таким образом, создается воспитывающая ситуация. Дошкольники учатся корректному общению, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает его ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Открытые, доверительные, дружелюбные отношения, которые складываются на занятии, усиливают ожидаемый результат.

Проводимые наблюдения и занятия арт-техникой позволили сделать некоторые выводы. Агрессивность - феномен накопительный. И если не научить ребенка приемлемым способам разрядки, он будет беззащитным. Так, некоторые дети обращают проявления агрессии на самих себя (бьют, кусают, царапают). Аутоагрессия, по мнению психологов, формирует в характере человека черты неудачника. Арт-терапевтическая техника полезна как общая оздоравливающая психотерапия. Она проста в использовании, доступна, построена на значимых для дошкольного возраста видах деятельности (игровой, художественной, коммуникативной). Следует иметь в виду, что индивидуальные рисунки агрессии, выполненные на этапе актуализации, обычно никому не показывают. Важно проявить сдержанность и корректность, использовать приемы скрытого наблюдения и не комментировать происходящего.

Таким образом, в процессе занятий дети исследуют собственное и чужое агрессивное поведение, учатся управлять собой и взаимодействовать.