Главная \ Статьи \ Адапатция к детскому саду \ памятка для успешной адаптации

памятка для успешной адаптации

Ребенок поступает в детский сад /для  детей 3-4 лет/

  1.  Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад  - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада».
  2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  3. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и  в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
  4. Домашний режим необходимо заранее перестроить под распорядок детского сада.  Режим для маленького ребенка - залог его здоровья, активности и  хорошего настроения. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду. Необходимо поднимать его утром не позже, чем за 1 час до выхода в детский сад. Ребенок должен принимать пищу в то же время, что и в детском саду. Приучайте  ребенка, пожалуйста, есть  молочные  каши, запеканки, хлеб с маслом, на обед съедать  и  первое,  и  второе  блюда.  Одним из важных режимных моментов является дневной сон. Его также необходимо сдвинуть на время, в которое он проходит в детском саду. Ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать после  обеда. Укладывать ребенка на ночной сон не позже 21 часа.
  5. Большое значение имеет то, как у ребенка сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самостоятельности. Дети 3-4-х летнего возраста должны уметь самостоятельно есть, мыть  руки, умывать  лицо, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком, играть с игрушками, с другими детьми, проситься в  туалет, пользоваться  туалетной  бумагой. Родители должны дома уделить внимание формированию этих навыков и личностных качеств ребенка.
  6. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу:   "Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.
  7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
  8. Если ребенок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало или вообще первыми. У воспитателя будет возможность пообщаться подольше лично только с вашим ребенком.
  9. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  10. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
  11. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют долго, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.
  12. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем  не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через администрацию. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое,   всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
  14. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
  15. У вашего ребенка будет свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство любого шкафа — накапливать вещи и предметы, поэтому, по­жалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишнее.
  16. В течение дня ребенку может понадобиться смена одежды (тру­сики, маечка, футболка, носочки или колготки, носовые платочки). Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему нужна смена одеж­ды, а ее нет в наличии.
  17. Для  занятий  в  спортивном  зале  нужны  шорты, футболка  с  короткими  рукавами, хлопчатобумажные  носки. Для  занятий  в  музыкальном  зале  нужны  чешки.
  18. Чтобы привыкание к детскому учреждению было более легким, нужно сделать его постепенным. В первые  3-4 дня ребенок приходит в детский сад утром и остается в группе до 10 утра, затем до обеда. За это время он изучает новые помещения, знакомится с другими детьми. Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут в  последующие  2-3 дня оставить ребенка спать, но  советую  сразу  после  дневного  сна  забрать  его. Далее  можно   оставить  малыша  в  группе на  целый  день.
  19. Помните, чтопривыкание ребенка к детскому саду - это не всегда быстрый процесс. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок все еще с тру­дом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные переживания, предлагаю вам несколько сове­тов, как наиболее безболезненно оставлять малыша ут­ром в группе:

¨     скажите ребенку уверенным доброжелательным то­ном, что вам пора идти;

¨     поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходи­те не задерживаясь;

¨     продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись  к  нему со словами типа: «Я вижу, у вас се­годня ожидается веселый день»;

¨     попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Вы обязательно заметите  как  уже через  несколько  дней, снизится эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком.

Удачи вам!